Именем выражается тип личности, онтологическая форма ее, которая определяет далее ее духовное и душевное строение.
Павел Флоренский

Знаменитые мужчины

Выберите пол

Знаменитые женщины   Знаменитые мужчины

Выберите первую букву имени


Знаменитые мужчины с именем на букву В

Валентин Саввич Пикуль Вальтер Беньямин Вальтер Скотт Василий Александрович Сухомлинский Василий Великий Василий Макарович Шукшин Василий Осипович Ключевский Венедикт Васильевич Ерофеев Вениамин Александрович Каверин Виктор Анатольевич Шендерович Виктор Мари Гюго Виктор Робертович Цой Виктор Степанович Черномырдин Виктор Эмиль Франкл Вильгельм Виндельбанд Вильгельм Дильтей Вильгельм Райх Вильгельм Рихард Вагнер Вильгельм фон Гумбольдт Вильгельм Швебель Виссарион Григорьевич Белинский Владимир Алексеевич Солоухин Владимир Афанасьевич Обручев Владимир Владимирович Маяковский Владимир Владимирович Набоков Владимир Владимирович Путин Владимир Вольфович Жириновский Владимир Галактионович Короленко Владимир Иванович Вернадский Владимир Иванович Даль Владимир Михайлович Бехтерев Владимир Францевич Эрн Вячеслав Васильевич Тихонов Вячеслав Иванович Иванов

Вильгельм Дильтей (1833-1911)




Биография

Вильгельм Дильтей

Немецкий философ, историк культуры, психолог, основатель «описательной психологии» и создатель герменевтического метода в философии. Автор работ: «Описательная психология» (1894), «Возникновение герменевтики» (1900) и др. Преподавал в университетах Берлина, Бреслау, Киля и Базеля.


Подробнее об имени Вильгельм

Афоризмы

Бедно то детство, что приносится в жертву зрелым годам.

Без страдания не могла бы сложиться душевная жизнь и законченная полноценная индивидуальность.

В анализе всегда содержится нечто от живого, художественного процесса понимания.

В волевом действии заключается намерение внести изменения в эту жизнь.

В известных границах возможность постижения внутренних состояний существует.

В области душевной жизни факты не могут достичь степени точной определенности.

В способе, каким подходят великие писатели и поэты к жизни человеческой, находится обильная пища и задача для психологии.

Всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью.

Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение.

Долготерпение, проявляемое какой-либо личностью, отнюдь не исключает с ее стороны взрыва бурного гнева по какому-либо поводу.

Душевная жизнь есть связь.

Душевная связь составляет подпочвенный слой процесса познания.

Если мы желаем достигнуть полного причинного познания, мы попадаем в туманное море гипотез.

Есть люди, страдающие от силы своего собственного сострадания.

Законы жизни духа сравнимы подчас с механическими, а подчас и с химическими законами.

Интересы человечества постоянно обращены в сторону жизни чувств.

Каждая наука о духе требует психологических познаний.

Когда в уме взаимодействует много впечатлений и представлений, то иногда имеет место процесс, не лишенный сходства с химическим соединением.

Количество возможных сочетаний значительно больше, чем принято думать.

Легче историку соблюсти беспристрастие, когда он доверится своему жизненному чувству, чем когда он станет применять односторонние теории объяснительной психологии.

Можно утверждать, что крупнейшими силами морального мира являются голод, любовь и война.

Мы не в состоянии измерить ни власти, которой обладает в нашей душе какое-либо представление, ни силы волевого импульса или интенсивности ощущения удовольствия.

Мы не в состоянии представить два цвета вместе и одновременно иначе, как друг рядом с другом.

Мы не знаем, что мы внесем в грядущий день.

Мы не можем составить себе никакого понятия о пространственных представлениях в голове паука.

На произведениях гениальных людей мы можем изучить энергетическое действие определенных форм умственной деятельности.

Наиболее общим из всех различий является различие пола.

Науки о духе ищут для понятий и положений, которыми они принуждены оперировать, твердого, общезначимого обоснования.

Наши чувства по большей части сливаются в общие состояния, в которых отдельные составные части становятся уже неразличимыми.

Некоторые отдельные соображения поражают нас в самое сердце.

Нельзя постичь жизнь поэта без знания процесса воображения.

Неразумен счет с жизнью, неустанно подгоняющий вперед и делающий нынешнее средством для будущего.

Одни действуют по плану, – мирские люди, другие на основании правил – нравственные, серьезные натуры, третьи поступают демонически.

Первейшим отличием наук о духе от естественных служит то, что в последних факты даются извне, при посредстве чувств, как единичные феномены, между тем как для наук о духе они непосредственно выступают изнутри, как реальность и как некоторая живая связь.

Плоские натуры отдаются впечатлениям, позволяя одному вытеснять другое.

Предметы природы мы познаем извне, при помощи наших чувств. Объясняем мы путем чисто интеллектуальных процессов, но понимаем через взаимодействие в постижении всех душевных сил. Именно то, что мы живем в сознании связи целого, дает нам возможность понять отдельное положение, отдельный жест и отдельное действие.

Природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем.

Психологическое мышление как бы само собой переходит в психологическое изыскание.

Психологическое мышление расчленяет и различает.

Развитие имеет тенденцию вызывать жизненные ценности.

Сознание не может проникнуть по ту сторону самого себя.

Стиль какой-нибудь фрески Микеланджело или баховской фуги вытекает из настроения великой души.

Та жизнь была бы совершеннейшей, в которой всякий момент был бы исполнен чувства своей самодовлеющей ценности.

Теория познания без предпосылок есть иллюзия.

То, что великие писатели и поэты высказывают интуитивно, в поэтических символах и гениальных прозрениях, – психология, описывающая все содержание душевной жизни, должна в своем месте попытаться изобразить и расчленить.

Учение о сродстве гения с помешательством – чисто французская выдумка; как все французское, она возымела в Италии большой успех.

Цель изучения психических явлений – познание их связи.

Что возможно расчленить – поддается расчленению и тщательному объяснению, что расчленению не поддается – рассматривается так, как оно есть.

Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории.

Чувства встречаются нам в жизни постоянно в конкретных слияниях.





нет комментариев




ВНИМАНИЕ: комментарии со ссылками, изображениями и видеороликами размещаются после проверки!