Знаменитые мужчины
Выберите пол
Выберите первую букву имени
Знаменитые мужчины с именем на букву Д
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)
Биография
Русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Фамилия Фон Визен (нем. von Wiesen) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис; это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русский». Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества». Творец «Недоросли» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он – один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией. Эта сторона творческой деятельности Фонвизина изучена недостаточно, и потому прежде всего, что до сих пор не собраны и не изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина. Пушкин очень высоко ценил веселость и крайне сожалел, что в русской литературе так мало истинно веселых сочинений. Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
Подробнее об имени Денис
Афоризмы
А разве тот счастлив, кто счастлив один? Вообрази себе человека, который бы всю свою знатность устремил на то только, чтоб ему одному было хорошо, который бы и достиг уже до того, чтоб самому ему ничего желать не оставалось. Ведь тогда вся душа его занялась бы одним чувством, одной боязнию: рано или поздно сверзиться. Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Без знатных дел знатное состояние ничто.
Без ума жить худо; что ты наживешь без него?
Береги жену, не давай ей воли.
В большом свете водятся премелкие души.
В глазах мыслящих людей честный человек без большого чина – презнатная особа; добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может.
В мое время, когда я еще был помоложе, народ был гораздо крупнее.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Взятки запрещать невозможно. Как решать дело даром, за одно свое жалованье?
Возможно ли тому статься, чтоб в книгах врали?
Все равно, иметь ли мужа или быть связанной.
Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Всякая тварь что-нибудь да значит, и чего-нибудь да ищет.
Всякий найдет в себе довольно сил, чтобы быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала.
Две тысячи душ и без помещичьих достоинств всегда две тысячи душ, а достоинства без них – какие к черту достоинства.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало!
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Женщины обыкновенно бывают целомудренны с людьми заслуженными, а с повесами редко.
И сам не знаю я, на что сей создан свет!
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Как можно подумать, что Богу, который все знает, неизвестен будто наш табель о рангах?
Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!
Как судьбина милосердна! Она старается соединить людей одного ума, одного вкуса, одного нрава.
Когда же то тебя так сильно изумляет,
Что низка тварь корысть всему предпочитает
И к счастию бредет презренными путьми,
Так, видно, никогда ты не жил меж людьми.
Корыстолюбие делает из человека такие же чудеса, как и любовь.
Корыстолюбие редко любовь побеждает.
Кто может – грабит, кто не может – ворует.
Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела.
Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души.
Много печатного вздору у нас не оттого, что больше стало еретиков, а от того, что больше стало дураков.
Молодой человек подобен воску.
Надобно, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны.
Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Начинаются чины – перестает искренность.
Не всё ври, что знаешь.
Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила бы. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Не хочу учиться, хочу жениться!
Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление.
Нельзя не любить правил добродетели. Они способы к счастью.
О Клим! Дела твои велики! Но кто хвалил тебя? Родня и две заики.
Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.
Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван.
Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, топоры.
Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище.
Сердце человеческое есть всегда сердце, и в Париже и в России: оно обмануть не может.
Слава Богу, что на враньё пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение!
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами.
У кого чаще всех Господь на языке, у того чёрт на сердце.
Ум и наука подчиняются моде столько же, сколько сережки и пуговицы.
Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни. И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой.
Честь есть душа супружеского согласия.
нет комментариев
ВНИМАНИЕ: комментарии со ссылками, изображениями и видеороликами размещаются после проверки!