Знаменитые мужчины
Выберите пол
Выберите первую букву имени
Знаменитые мужчины с именем на букву В
Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)
Биография
Австрийский психиатр и психолог. Один из ведущих представителей гуманистического направления в психологии. Франкл является создателем логотерапии – метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии. Виктор Франкл – всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии. В основополагающем труде Виктора Франкла «Человек в поисках смысла», впервые опубликованном в 1946 г., изложен его экстремальный опыт выживания в концентрационном нацистском лагере. Этот опыт и послужил философско-эмпирической основой для создания нового метода экзистенциальной психотерапии – логотерапии. Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих свойств является воля к смыслу. Угнетение же этой потребности, которое Франкл называл экзистенциальной фрустрацией, является частой причиной психических и невротических расстройств личности – ноогенных расстройств. Логотерапия призвана помогать человеку сделать жизнь – своё прошлое, настоящее, будущее – более осмысленными, тем самым избавляя его от невроза, порождаемого часто чувством бессмыслицы.
Подробнее об имени Виктор
Афоризмы
Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной.
Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует.
Быть человеком – значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит.
Быть человеком означает быть осознающим и быть ответственным.
В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной – значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма – этих двух следствий экзистенциального вакуума.
В конечном счете человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее он должен осознавать, что это он сам – тот, кого спрашивают.
В конце концов человек изобрел газовые камеры Освенцима; однако человек был также и тем, кто, не теряя достоинства, шел в газовые камеры с молитвой на устах.
В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками.
В обусловливающее бытие проникает воздействующий смысл.
В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
В прошлом ничто не теряется безвозвратно, но все сохраняется.
Великие творцы в области духа оказываются просто невротиками.
Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
Воля к смыслу – наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочен смыслом своего существования.
Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы – свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.
Газовые камеры Освенцима были подготовлены в конечном счете не в том или ином министерстве в Берлине, но скорее за столами и в аудиториях нигилистических ученых и философов.
Дважды два равняется четырем, даже если это суждение высказывает параноик.
Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность – это то в человеке, что всегда может возразить!
Духовность, свобода и ответственность – это три экзистенциала человеческого существования.
Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.
Если есть смысл жизни вообще, то должен быть смысл жизни и в страдании.
Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.
Животное никогда не бывает озабочено смыслом своего существования.
Жизнь либо имеет смысл, и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего, что может случиться. Либо она не имеет смысла – но тогда это тоже не зависит от происходящих событий.
Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.
Из длительности срока жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.
Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.
Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа.
Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, – значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека – становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины.
Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе.
Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя.
Любовь проникает далеко за пределы физической сущности любимого человека.
Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.
Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель – не из камней.
Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.
Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения.
Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают.
Свобода предполагает ограничения, основывается на них.
Смысл должен быть найден, но не может быть создан.
Современный человек привык жить сегодняшним днем.
Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.
У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия.
Узник стремится к уединенности и одиночеству.
Цель может быть целью жизни, только если она имеет смысл.
Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души.
Ценностям мы не можем научиться – ценности мы должны пережить.
Человек не может достичь совершенной безопасности – ни в жизни, ни в познании, ни в принятии решений.
Человечество осуждено вечно колебаться между двумя крайностями – лишениями и скукой!
нет комментариев
ВНИМАНИЕ: комментарии со ссылками, изображениями и видеороликами размещаются после проверки!